Сегодня среди россиян модно словосочетание «крафтовое пиво», хотя оно понятно не всякому. Если заглянуть на форумы, в Интернет, то можно узнать, что по-иному эту разновидность пива называют еще «ремесленной», потому как варится оно в маленьких домашних пивоварнях, оборудованными собственноручно. Да и рецепты не традиционные, а те, которые использовались несколько столетий назад, когда хлебосольный русский народ угощал любого гостя напитком из ячменя, солода, хмеля. Однако, начало крафтовому оригинальному пиву было положено не русскими умельцами, а пивоварами Америки и Европы в шестидесятых годах девятнадцатого века. С того времени и начался пивной бум, «ренессанс» в области пивоварения.
«Гаражное пиво» Америки
Всем известно, что государству невыгодно мелкое кустарное производство, поэтому в начале двадцатого веке разорились все мелкие цеха, производящие слабоалкогольный напиток. А в барах стали продавать желтоватый «нектар», произведенный в широких масштабах. Вкус напитка, подаваемого в стеклянных кружках, был абсолютно одинаков. Отличие было только в цвете – темное, светлое. В конце 60-х начался настоящий «крафтовый бунт», начало которому положил Джек Маколифф, приспособивший собственный гараж в цех по производству пива. Популярность ему принесли не классические виды, а эль, сваренный по старинным забытым рецептам. Основным ингредиентом его явился хмель, но в процессе приготовления были добавлены ароматные травы по выбору хозяина. Именно это и сделало выпуск эксклюзивным.
Начинания первого пивовара были подхвачены. Увеличение количества приватных пивоварен шло быстрыми темпами: восемь – пятьсот – полторы тысячи – две тысячи. Сегодня считается, что любой американец может найти собственное пивное дело рядом с домом. Первое, что он находит – собственный рецепт, который привлечет к нему клиентов. Если оно придется по вкусу, то пивоварня будет процветать, нет – хозяин разорится.
Принципы работы крафтовых пивоварен
В работу таких пивоварен никто не вмешивается, не присылает инструкции и предписания, тем не менее сообщество пивоваров выработало свои принципы:
- Постоянный эксперимент с добавками и травами, поиск нового; решительность в создании комбинаций из ингредиентов пивного напитка. Известны разновидности эля, настоянного на арбузах и березовых почках.
- Желание творить и созидать – основное качество человека, взявшегося за тяжелую, но интересную работу. Если пивовар, устав от поиска, начинает выпускать один собственный вид пива, то его производство перестает быть крафтовым.
- Жизнь мелким ремесленным цехам дают поклонники, рассказывающие друзьям о необычном пиве. Молва приводит новых клиентов. Чтобы удержать их, хозяин должен периодически преподносить «сюрприз», но без рекламы, заслоняющей все вокруг. Новый напиток, сваренный по рецепту, известному только хозяину, со вкусом, который не встречается на много миль вокруг, и становится самой лучшей рекламой.
- Эту ремесленную отрасль сравнивают с живописью и поэзией. Ведь крафтовое пивоварение – яркое выражение личности, и каждый новый искрящийся напиток-шедевр, не хуже полотна художника или нового стихотворения.
Мелкие пивоваренные цеха имеют ряд преимуществ пред огромными пивными заводами:
- Кто как ни хозяин пивоварни знает каждого клиента в лицо, а также его вкусу и потребности, поэтому пивовар работает на потребителя.
- Ассортимент мелких пивных баров постоянно меняется, подстраивается под спрос.
- Крафтовое пивоварение не выделяет в отдельную статью расходы на рекламу.
- Цеха, производящие модный эль соблюдают традиции пивоварения. Основа любого напитка — солод, дальнейшие добавки выбирает хозяин, но выпускаемый эль должен быть лучшим, чем у конкурентов. Цена напитка постоянна, независима от стоимости ингредиентов.
- Продукция выпускается небольшим объемом: около шести миллионов баррелей в год. Как только выпуск превосходит эту цифру Общество американских пивоварен исключает владельца из своего списка.
Российский крафт
В Россию новое дело пришло всего лишь пять лет назад и сразу встретило подводные камни: государство не знает, как поступить с феноменом, поэтому пивоварам приходится вступать в спор с правилами и ограничениями:
- Если в состав напитка добавляется какой-нибудь ингредиент, значит, возникает новый сорт, который нужно подвергнуть регистрации, а это множество бумаг и хождение по инстанциям, а также определенные финансовые затраты. Выходит, что российским предпринимателям, чтобы иметь крафт, необходимо отказаться от экспериментов, забыть о созидании, что противоречит общим правилам, или же работать нелегально.
- Государственная структура выдвигает одинаковые требования к большим и малым предприятиям по производству слабоалкогольного напитка.
Умельцы России понимают, что бороться с бюрократизмом в одиночку невозможно, поэтому объединившись в новые Ассоциации, они ежегодно проводят крафтовые фестивали и открывают пабы. Нужно отметить Санкт-Петербург, где насчитывается свыше полсотни микропивоварен, и именно северная столица считается пионером авторского неповторимого пива.
Арсенал крафта
Русское крафтовое дело перенимает опыт зарубежных пивоваров:
- Минипивоварня работает по инновационным методам: среди ассортимента должен быть собственный сорт эля.
- Бармен, он же крафтовый пивовар, ставит своей задачей не только подать бокал новому клиенту, а и поговорить с ним. Второй целью его деятельности будет стремление объединить завсегдатаев в сообщество ценителей крафта, которые стремятся повысить свои знания о пиве.
- У каждой пивоварни своя история, свои правила. Имя пивоварни – не бренд, это живые люди, ведь ради них затевается все производство.
- Крафт – это стремление к независимости. Каждый ценитель выбирает собственное пиво, в то время, как некоторые авторские варианты могут быть и непринятыми. Дело хозяина: угождать большинству или не беречь лицо своей микропивоварни, ведь настоящие мастера не боятся быть непонятыми.
Мнение ценителей нового пива
Сегодня можно сказать, что названное пиво в России перешло в разряд популярных слабоалкогольных напитков. Клиенты Ассоциаций высоко оценивают не только качество пивного эля, а и его вкус. Благодаря использованию натуральных компонентов, солода и хмеля, пиво становится неузнаваемым. Им вторят пивовары: пиво прошедшее до стола полстраны — это не настоящее пиво. Благородный эль варится на месте, причем, мастер вносит в состав свою изюминку. Вишневый и яблочный привкус — это уже прошлое. Сегодняшнее пиво пахнет цветущим лугом и созревающими злаковыми колосьями.
Люди идут в бары и пабы, чтобы попробовать новый вид эля, о котором рассказал друг, и, сами того не замечая, становятся завсегдатаями выбранного заведения, а потому как завтрашнее пиво отличается от того, что они пробовали вчера. Новое пиво объединяет создателя и посетителя, подталкивает их на нескончаемый диалог о вкусах. Цена напитка не останавливает посетителя, ведь она такая же, как и у пива, разлитого в стеклянные бутылки, но купленного в супермаркетах. Вот только эль неповторимый… Именно это и предсказывает, что рынок, торгующий алкоголем, скоро захлестнет «волной» непревзойденного пива.